|
Налоговая амнистия© 1998-2000, И.В. Лабутичев
Дискриминация в зависимости от места постоянного жительства (резиденты и нерезиденты). Лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, могут требовать
устранения имеющейся дискриминации, а именно: освобождения от обязанности декларирования доходов (за все годы существования подобной дискриминации). И
как следствие, освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты подоходного налога путем непредставления декларации.
Законодательство о подоходном налоге разделило
налогоплательщиков- физических лиц на: - лиц, имеющих постоянное место жительства на территории Российской Федерации (лица, проживающие в Российской Федерации в
общей сложности не менее 183 дней в календарном году (резиденты); - лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации (нерезиденты).
Это разделение сказывается как на особенностях налогообложения, так и на особенностях декларирования доходов и
расходов. В отличие от лиц, имеющих постоянное местожительство на территории Российской Федерации, лица, не имеющие его, не обязаны представлять декларацию о доходах.
В случае неуплаты налога в крупном размере и непредставления декларации, резиденты могут быть привлечены к уголовной
ответственности, а нерезиденты - нет. При этом и те, и другие могут быть и гражданами Российской Федерации, и иностранными гражданами, и лицами без гражданства.
Таким образом, законодатель установил неравные права и обязанности для физических лиц в зависимости от их места
жительства. Имеющееся неравенство в правах и свободах не соответствует
Конституции РФ. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.
56 Конституции РФ). По нашему мнению, ограничение прав человека на равенство в зависимости от места жительства не соответствует конституционно значимым целям.
В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации каждый гражданин на территории
Российской Федерации несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Обязанность по уплате налогов - конституционная обязанность.
Вопросы декларирования, по мнению законодателя, связаны с налогообложением.
Вероятно, никто не сможет аргументировать освобождение лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации,
от декларирования доходов и расходов целями защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обороны страны и безопасности государства.
Подобная дискриминация в целом не свойственна уголовному законодательству. За уклонение от уплаты подоходного налога
способами, иными, чем связанные с декларированием; за уклонение от уплаты сборов во внебюджетные фонды; за уклонение
от уплаты налогов с организаций; незаконное предпринимательство, за уклонение от уплаты таможенных платежей и
т.д. могут быть привлечены к уголовной ответственности лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
На основании изложенного представляется, что лица, имеющие постоянное место
жительства в Российской Федерации, могут требовать устранения имеющейся дискриминации, а именно: освобождения от обязанности декларирования доходов (за
все годы существования подобной дискриминации). И как следствие, освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты подоходного налога путем непредставления декларации.
Определения Конституционного Суда России |